- НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА
НАТУРА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА, условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40‑х гг. XIX в. Термин «Н. ш.», впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежит. характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (газ. «Северная пчела» от 26 янв. 1846), был утвержден в литературном критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.
Мысль о существовании литературной «школы» Гоголя, выражавшей движение русской литературы к реализму, Белинский развил раньше (ст. «О русской повести и повестях г. Гоголя», 1835, и др.); развернутая характеристика Н. ш. и ее важнейших произведений содержится в его статьях «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ Москвитянину» (1847). Выдающуюся роль собирателя литературных сил Н. ш. сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет ее главные издания альманах «физиология Петербурга» (ч. 12, 1845) и «Петербургский сборник» (1846). Печатными органами Н. ш. стали журналы «Отечественные записки» и «Современник». В 50‑х гг. термин «Н. ш.» обозначал «гоголевское направление» в литературе (ср. ст. Н. Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы»).
Для Н. ш. характерно преимущественно внимание к жанрам художественной прозы («физиологический очерк», повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Н. ш. подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (напр., в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова и др.), критиковали темные стороны городской цивилизации («Двойник» Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова и др.), с глубоким сочувствием изображали «маленького человека» («Бедные люди» Достоевского, «Запутанное дело» М. Е. Салтыкова и др.). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Н. ш. восприняла темы «героя времени» («Кто виноват?» Герцена, «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины («Сорока-воровка» Герцена, «Полинька Сакс» А. В. Дружинина и др.). Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, «героем времени» становился разночинец: «Андрей Колосов» Тургенева, «Доктор Крупов» Герцена, «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: «Записки охотника» Тургенева, «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича и др.). В стремлении писателей Н. ш. быть верными «натуре» таились различные тенденции творческого развития к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др.). В 40‑х гг. эти тенденции не обнаружили четкого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя (напр., Григоровича). Объединение в Н. ш. многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. Влияние Н. ш. сказалось также в русском изобразительном (П. А. Федотов и др.), музыкальном (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский) искусствах.
Литература:
Цейтлин А. Г., Становление реализма в рус. литературе, М., 1965;
Кулешов В. И., Натуральная школа в рус. литературе XIX в., М., 1965;
Манн Ю. В., Утверждение критического реализма. Натуральная школа, в кн.: Развитие реализма в рус. литературе, т. 1, М., 1972;
Жук А. А., Сатира натуральной школы, Саратов, 1979.В. И. Кулешов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.